alsm (alsm) wrote,
alsm
alsm

My Books

Пост о себе и о том, как я читаю книги.

Все образованные люди читают книги. Сейчас почему-то об этом все больше говорят. Говорят о том, что страна не читает, что читать нужно, что чтение нужно пропагандировать. Что молодежь уткнулась в свои компьютеры и ничего не читает.

Мне всегда было странно это слышать, поскольку в своем окружении не находил людей, даже казалось бы от литературы максимально далеких, кто бы не читал. Сразу оговорюсь, что под чтением я подразумеваю именно книги, а не журналы, или просмотр фильмов, снятых на основе книг.

В школе я отличался от остальных. Я не читал художественную литературу вообще. То есть, я читал то, что было в школьной программе, иногда мне нравилось. Но я считал, что на этом художественной литературы было достаточно. Учась в младших и средних классах, я спокойно мог читать книги по астрономии, о космосе, о самолетах, о технике и физике. Я мог читать газеты и журналы на разные темы – от политики и экономики до науки и техники. Опять же, кроме как в качестве домашнего задания к художественной литературе я не прикасался.

До какого-то момента все было так, пока не настала пора “настоящих” произведений, то есть нормальных книг, где реально что-то было интересно. Я так и не понял, с чего все началось, но началось это в 11-м классе. Проходили роман “Мастер и Маргарита” Булгакова, и еще по истории нам на лето задали выдающиеся произведения зарубежной литературы – на выбор из пары десятков нужно было выбрать три и прочитать. Я выбрал “451 градус по Фаренгейту”, “1984”, “На западном фронте без перемен”. С этого момента я увлекся литературой. Это был очень запоминающийся момент – стало ясно, что при наличии интернета и смартфона под рукой можно скачать любую книгу и прочитать, при этом можно выбрать то, что точно понравится.

А еще стало ясно, что уроки литературы не только напрочь отбивали охоту к чтению своей обязаловкой (прочитал – пересказал – сочинение), но и скудностью выбора. На уроках литературы кроме Булакова и Гоголя (на мой вкус) все казалось таким жутчайшим примитивом, кучным и старомодным. Мне не было интересно почти ничего. Самое большое произведение, прочитанное в рамках школьной программы – “Два капитана”, может и является чем-то выдающимся, но на меня нагоняло скуку. “Войну и Мир” я не читал, разумеется.

Я понял, что чтение должно доставлять удовольствие. И… пора было определиться со вкусами. Вкусы, честно, говоря выходили странные: от фантастики меня тошнило, от классики мутило, от фэнтези рвало. Я пытался читать Донцову (даже не стыдно), но после где-то 5-ти книг стало понятно, что все они написаны по одному сценарию и меняются только имена и локации – смысл остается тем же.

В то время была популярна серия от Дэна Брауна – “Код Да Винчи” и др. Серия мне понравилось. Книги были на грани восприятия и предсказуемости, но сочетали в себе много жанров и отличались стремительностью. Я понял, что мне будет интересно: с одной стороны мне нужно было что-то современное, на стыке жанров, с другой – хотелось действительно качественного чтения от одного автора.. Потом я случайно наткнулся на серию “Дестроер” Уорена Мерфи и Ричарда Сэпира, прочитав все 73 книги, доступные на русском языке. После чего вкусы снова сменились: политический триллер стал основным приоритетом, особенно американские книги времен холодной войны. В итоге прочитал еще 5 огромных книг Тома Клэнси. Потом, снова чисто случайно мне попалась книга, которую я хотел прочитать и которая валялась у меня в подъезде – об этой истории я уже писал. Книга называлась “Звезды – холодные игрушки” Лукьяненко. Очень понравилось, несмотря на зашкаливающую эпичность повествования. “Дозоры” от этого же автора у меня не пошли сразу. Скучно.

Разумеется после “Звезды…” , я прочитал несколько книг Стругацких, удивившись, что ничего особенного в них нет, однако присутствовала атмосферность. Мир Полудня показался очень даже изящным и завершенным. Теперь мне захотелось созданного мира со своими барьерами и законами. Я начал читать сериал Этногенез, прочитав 8 или 9 книг бросил. Несомненно, оригинальная идея, множество героев в разных эпохах, но связанных артефактами – это здорово. Однако вселенная получилась “без тормозов” – нет барьеров, нет ограничений. Возможно все: путешествия во времени, магия, пришельцы… И любая несостыковка обыгрывалась очередным путешествием во времени, наличием еще одного магического артефакта. Вдобавок выход книг был настолько рандомным, что в голове приходилось держать 4 основных сюжета. Снова стало скучно. Я люблю читать книги в правильной последовательности, чтобы с начала и до конца. Снова зарубежная литература. Уже более известная.

Зимой этого года я взялся за1Q84 Мураками, но вышло только два тома. Далее объясню, почему.

Воннегут. Очень странно. Очень непонятно. Судя по отзывам, почти все, кто начал читать “Колыбель для кошки”, думал, что книга о другом. Я честно говоря, вообще затрудняюсь сказать о чем книга, кроме тех банальностей, которые очевидны. Подтекст есть, но он неочевиден. “Бойня №5” – это только для поклонников Воннегута.

“Чайка Джонатан Ливингстон” поразила дважды: очень кратко и очень очевидно. Не тот уровень. В классе 6-м понравилось бы.

“Лолита” Набокова – о да! Супер. Абсолютный сюрреализм.

“Марсианские хроники” Брэдбери – атмосферно, однако странно и не пришлось по вкусу. Винтажно, несовременно.

Далее я перешел на современную российскую литературу, благо отличал уже качественную от “не очень”. Прочитал почти всего Пелевина, удостоверившись, что с каждым годом у автора получается все лучше. От противной “Жизни Насекомых” и реально мутноватого, но глубокого “Чапаев и Пустота” до экранизированного “Поколения П” и совершенно выдающегося SNUFF. SNUFF - на мой вкус бесподобная книга. Созданная вселенная будущего настолько завораживает своей неординарностью, нестандартностью и в то же время логичным набором барьеров, что поневоле задумываешься о том, что что это – самый вероятный сценарий развития событий лет через 500. В книге есть все. Ее можно без конца рвать на цитаты, ее можно использовать даже в качестве реального обоснования реальных поступков, поскольку такой реальной модели человеческих отношений больше нигде не описано.

И вот сейчас у меня уже пару месяцев Акунин. Точно также последовательно читаю книги одного автора, осталось всего 3. Хотя, не читаю. Слушаю. В какой-то момент я понял, что чтение – роскошь. По второму разу портить зрение, читая с телефона не хочется. Покупать бумажные книги – не для меня. Да и таскать надо. Но самое главное: время. Времени на чтение художественной литературы у меня нет, как и не было 15 лет назад.

Зато сейчас есть аудиокниги. Стандартный роман – это 12-14 часов аудио, это примерно полторы недели поездок в машине. Книга чуть поменьше – ровно неделя. Таким образом я читаю регулярно 3-4 книги в месяц. Не теряя ни минуты, поскольку слушаю их за рулем, в пробках. Не помню, когда на 100% перешел на аудиокниги – Этногенез читал с телефона, а вот 1Q84 уже слушал. Жду с нетерпением третьей книги в аудио формате. Совершенно точно, что аудиокниги лучше: текст читается с выражением, иногда даже многими голосами и известными актерами, есть музыкальное оформление. Однако нельзя взять и сразу найти нужное место и теряются рисунки, оформление. Но на данный момент самое главное преимущество: время в пробке не потрачено зря и я регулярно читаю.

Tags: аудио, книга, машина, мнение, образование
Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment